Головин Александр Яковлевич

Головин Александр Яковлевич


Кто такой Головин Александр Яковлевич

Александр Головин — русский живописец и театральный художник, народный артист РСФСР (1928), действительный член петербургской Академии художеств (1912).

Александр Головин родился 1 марта (17 февраля по старому стилю) 1863 года, в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 — 89) у Иллариона Михайловича Прянишникова, Владимира Егоровича Маковского, Василия Дмитриевича Поленова, в Париже в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Член объединения «Мир искусства». Жил в Москве до 1901 года и в Петербурге. Испытал влияние стиля «Модерн».

В конце 1890-ых годов художник сблизился с деятелями Абрамцевского кружка, где совместно с Е. Д. Поленовой создал эскизы мебели, а также работал в гончарной мастерской С. И. Мамонтова. По эскизам Головина изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда. В атмосфере абрамцевских мастерских испытал сильное влияние монументально-декоративного стиля М. А. Врубеля. Головин стал ярким мастером, формирующим принципы неорусского стиля.

Ранние театральные работы Александра Яковлевича отмечены влиянием красочного живописного стиля Константина Алексеевича Коровина («Псковитянка» Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Александр Головин оформлял также спектакли-антрепризы Сергея Павловича Дягилева в Париже (опера Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов», 1908; балет Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица», 1910). Окончательно стиль живописца сложился в 1910-е годы.

В советское время А.Я.Головин оформил ряд спектаклей в театрах Ленинграда и Москвы («Женитьба Фигаро» Пьера Огюстена Бомарше, 1927, «Отелло» Уильяма Шекспира, 1930, — оба во МХАТе). Живописец писал также репрезентативные, театрализованные портреты деятелей русской культуры (Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова, темпера, клеевые краски, 1912, Русский музей, Ленинград; Всеволода Эмильевича Мейерхольда, темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей) и декоративные пейзажи и натюрморты.

В собраниях Музея-заповедника «Абрамцево» сохранились театральные эскизы А. Я. Головина и эталонные образцы керамики русского модерна.