Москва-2017: грандиозные планы на юбилейный год
Темпы строительства дорог, школ и метро только увеличатся.
2017 год — юбилейный для Москвы: столице исполнится 870 лет. Какой она вступит в столь почтенный возраст? Цветущей, развивающейся — мегаполисом, где удобно жить и работать. Ежегодно благодаря столичному стройкомплексу в городе появляются новые транспортные и социальные объекты: на пустырях вырастают жилые районы, строятся хорды и магистрали, поезда прибывают на современные станции метро. Наступающий год не станет исключением. Согласно адресной инвестиционной программе, градостроителям удастся воплотить в жизнь самые смелые транспортные идеи, не забыв о строительстве социальных объектов.
Строящаяся эстакада над переездом в Переделкино. Фото: пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
— Мы продолжим изменения в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой, — отметил 1 декабря в своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. — Везде, на всей территории нашей большой страны, дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях, поэтому мы продолжим программу реконструкции и обновления школ. У нас не должно остаться школьных зданий, находящихся в аварийном, ветхом состоянии, не имеющих элементарных удобств.
В своей речи президент уделил немало внимания именно социальной сфере: строительству новых школ, больниц, вводу жилья. Это, пожалуй, одна из важнейших областей для москвичей. И пусть открытие нового детского сада — событие другого масштаба, чем, скажем, ввод стадиона «Лужники» и парка «Зарядье», но для каждого москвича оно имеет не меньшее, а может, и большее значение.
В ближайшие три года в Москве за счет города планируется сдать 60 объектов здравоохранения. Они появятся почти во всех районах Москвы. Перечь больниц и поликлиник был сформирован не наобум: учитывались конкретные нужды и пожелания самих москвичей. Наряду с вводом поликлиник и больниц завершат строительство Международного медицинского кластера на территории инновационного центра «Сколково». По словам заместителя мэра Москвы по градостроительной политике Марата Хуснуллина, он станет одним из самых современных в Москве и в мире.
— Высокое качество оказываемых услуг в Международном медицинском кластере будет достигнуто благодаря новейшему оборудованию, которым будут оснащены все учреждения. Я убежден, что московский кластер не уступит зарубежным клиникам, — заявил глава стройкомплекса.
Под кластер планируется выделить 490 тысяч квадратных метров земли, на которых расположатся флагманский клинико-диагностический центр, образовательно-медицинский центр, инфраструктурные объекты, онкологический центр, помещения для офисов исследовательских компаний.
Кроме того, у Морозовской детской городской клинической больницы появится новый лечебный корпус на 500 коек. Он расположится на месте снесенного аварийного здания. В семиэтажном корпусе расположатся отделения отоларингологии, экстренной и гнойной хирургии, эндокринологии, травматологии и ортопедии, плановой хирургии и урологии, онкологии и гематологии и другие. Также там предусмотрены два операционных блока, отделение реанимации и анестезиологии, клинико-диагностическая лаборатория, отделение физиотерапии и лечебной физкультуры. С соседним зданием новостройку соединят наземным переходом.
В наступающем году сдадут в эксплуатацию перинатально-кардиологический корпус на 330 коек ГКБ №67 по ул. Саляма Адиля и семь приемных отделений скорой медицинской помощи в действующих городских больницах.
До 2019 года в Москве за счет города построят еще 55 детских садов на 13 тысяч мест и 64 школы и пристройки к действующим школам на 34,4 тысячи мест. Среди них будут и школы-рекордсмены: в 2018 году, к примеру, в Некрасовке введут самую большую школу в городе — на 2100 мест, там же — но уже в 2017 году — появится общеобразовательное учреждение на 110 мест. Такого же объема школа откроется и в поселение Сосенское Новой Москвы.
В ближайшие три года в городе сдадут 25 объектов культуры. К июлю 2017 года завершатся работы по реконструкции Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. Существующее историческое здание — объект культурного наследия ХIХ века — надстроят: появится четвертый мансардный этаж. А по соседству возведут новый четырехэтажный корпус с двухуровневым подземным пространством, где разместятся фондохранилище и паркинг. Также в новом здании разместятся выставочные помещения и киноконцертный зал.
В Строгине на месте снесенного кинотеатра «Таджикистан» откроется культурно-досуговый центр. Это будет здание со зрительным залом на 500 мест и подземным этажом.
А на месте бывшего здания Дома культуры «Октябрь» появится новое здание Центра культуры и искусств «Щукино». В его помещениях организуют занятия по 15 направлениям и киноконцертный зал. Здание оборудуют лифтами, пандусами и ступеньками с обогревом в холодное время года.
До 2020 года построят больше 100 км линий метро. Фото: пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Объемы строительства дорог вырастут
Ключевым направлением в развитии Москвы для стройкомплекса по-прежнему остается строительство дорог и метро.
В 2016 году в городе полностью завершили большой проект: реконструкцию основных развязок МКАД и вылетных магистралей. Благодаря этому на разных участках дороги пропускная способность выросла от 20% до 40%. Всего же за шесть лет московские строители ввели в эксплуатацию около 500 километров дорог — 12% от всех существовавших в городе магистралей за всю его историю.
Объемы строительства дорог в Москве сейчас — одни из самых высоких в мире, уступают только китайским мегаполисам. И снижать их власти не намерены.
Чем московских водителей порадует 2017 год? Адресной инвестиционной программой города будет обеспечен ввод более 100 километров дорог. Самые знаковые из них — хордовые магистрали. В следующем году будут готовы отдельные участки Северо-Западной и Северо-Восточной хорд.
Северо-Западная хорда свяжет районы Западного, Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного округов Москвы и пройдет от Сколковского до Ярославского шоссе. Магистраль разгрузят Ленинградское и Волоколамское шоссе, ТТК и Садовое кольцо. В следующем году завершатся работы на южном участке хорды: по планам в эксплуатацию должны ввести самую длинную эстакаду от улицы Дорохова до Мосфильмовской улицы. Этот участок развяжет транспортный узел и избавит водителей от пробок на пересечении Аминьевского шоссе, Мичуринского проспекта, улиц Дорохова и Мосфильмовской.
Северо-Восточная хорда, или Северная рокада, длиной 29 километров соединит юго-восток и север Москвы, а также крупные магистрали: Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе. Она пройдет от платной дороги Москва–Санкт-Петербург вдоль МЦК и до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки–Люберцы.
В 2017 году планируется запустить участок хорды от Щелковского шоссе до шоссе Энтузиастов. Как отмечал руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев, этот отрезок дороги позволит автомобилистам экономить час времени: теперь дорога от одного шоссе до другого будет занимать всего семь минут вместо шестидесяти.
«Поедет» и территория нового столичного района «ЗИЛ». Всего за три года на территории бывшей промзоны завода имени Лихачева планируется построить около 20 километров дорог, интегрированных в общегородскую дорожную сеть. Речь идет о строительстве дублера Варшавского шоссе, магистрали Печатники–Братеево, продлении Симоновской набережной до проспекта Андропова и далее к Второму Южнопортовому проезду. Для транспортной доступности внутри района реконструируют главный внутризаводской бульвар от ТТК до Симоновской набережной.
Большое значение придается строительству дорог в Новой Москве. Задача ставится амбициозная: не просто сформировать удобную улично-дорожную сеть внутри поселков и городов присоединенной территории, не просто реконструировать и построить новые магистрали, но и связать развивающиеся районы друг с другом и со старым городом. За 4,5 года, которые Троицкий и Новомосковский округа находятся в составе столицы, там было реконструировано три дороги, которые стали фактически малыми дублерами МКАД.
Особое внимание столичные власти уделяют реконструкции главной артерии Новой Москвы — Калужскому шоссе. В 2016 году был завершен первый этап работ на участке от 20-го до 29-го километра: построено четыре тоннеля, три моста и четыре эстакады.
В 2017 году продолжится строительство трассы Солнцево–Бутово–Видное, полноценного дублера МКАД в Новой Москве. Дорога пройдет от Боровского шоссе до Киевского шоссе, далее — через Картмазово и Прокшино до Калужского шоссе, затем до Бутово и через Бутово — до Варшавского шоссе и города Видное.
Кроме того, в будущем с трассы можно будет пересесть сразу на четыре линии московского метро: Сокольническую, Бутовскую, строящуюся Калининско-Солнцевскую и проектируемую линию Улица Новаторов–Столбово (Коммунарка). Всего же за ближайшие два года в Новой Москве появятся 12 дорог, 7 эстакад и развязок.
Построят еще 16 станций метро
Москву нельзя представить без метро. Поэтому 70% средств адресной инвестиционной программы выделено на развитие транспорта, в первую очередь — столичной подземки. С 2016 года резко увеличен ввод линий и станций: для москвичей стали доступны 70 километров рельсового транспорта с учетом Московского центрального кольца.
В 2017 году компания «Мосинжпроект» планирует построить в Москве более 16 станций, два электродепо и один вестибюль.
Следующим рекордным запуском в метро станет открытие Третьего пересадочного контура. В начале 2017 года запустят первый участок ТПК от «Делового центра» до «Петровского парка» протяженностью порядка 10 километров. В него включены пять станций: «Деловой центр» (пересадка на строящуюся желтую ветку и Филевскую линию), «Хорошевская» (пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию), «ЦСКА» (расположена в районе Ходынского поля) и «Петровский парк» (пересадка на Замоскворецкую линию). Следующий по планам ввод: от «Петровского парка» до станции «Нижняя Масловка» (пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию) и от «Нижегородской» (переход на одноименную станцию МЦК) до «Рубцовской» (Арбатско-Покровская линия).
Проект станции «Селигерская». Фото: пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Еще на три станции вырастет Люблинско-Дмитровская линия — «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». Станция «Окружная» будет расположена на севере Тимирязевского района у платформы «Окружная» Савеловского направления и одноименной станции МЦК. Станция «Верхние Лихоборы» расположится на Дмитровском шоссе на границе районов Бескудниково и Западное Дегунино. Перед станцией появится съезд к будущему электродепо «Лихоборы» возле платформы НАТИ Ленинградского направления и станцией «Лихоборы» МЦК. Станция «Селигерская» расположится на площади Туманяна, на пересечении Коровинского и Дмитровского шоссе. Она сможет принимать до 100 тысяч человек в сутки и станет привлекательной благодаря перехватывающей парковке, которая будет там обустроена по задумке проектировщиков.
Метро продолжит свое движение по Новой Москве. В 2017 году откроется очередной участок Калининско-Солнцевской линии от «Раменок» до «Рассказовки» длиной в 15 километров. На присоединенной территории заработают сразу семь станций: «Мичуринский проспект», «Озерная», «Терешково», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка». Станция «Мичуринский проспект», в свою очередь, будет иметь пересадку на одноименную станцию строящегося Третьего пересадочного контура. Станция «Рассказовка» расположится в поселении Внуковское на границе с районом Ново-Переделкино Новомосковского административного округа. Чтобы закончить такую масштабную работу в срок, число строителей на этом участке удвоится с пяти до десяти тысяч человек.
Кроме того, еще на одну станцию — «Ховрино» — вырастет Замоскворецкая линия.