Кремлевскую елку нарядили слепоглухонемые дети
Новый год на кончиках пальцев.
Вы пробовали когда-нибудь наряжать елку с завязанными глазами? На ощупь?
А теперь представьте, что вы при этом не только не видите, но еще и ничего не слышите.
Впервые за всю историю кремлевской елки наряжали ее воспитанники единственного в России детского дома для слепоглухих. Общались между собой и с новогодним деревом они… только прикосновениями. И, наверное, никогда еще ель №1 не касались такие чувствительные детские пальчики, которые, казалось, порхали как бабочки над зелеными колючими ветками.
Детишки попали в Кремль благодаря совместной акции «Московского комсомольца» и Управделами Президента РФ. В этом году она проходила в шестой раз.
На этот раз работники Управделами президента (именно это ведомство отвечает за главную ель страны) превзошли сами себя. Елку они подобрали идеальных параметров — высотой в 30 метров, с диаметром ствола 70 см и размахом нижних ветвей в 15 метров, да еще и по-новому ее решили стилизовать.
— В дизайне елки впервые использованы игрушки в виде подарочных коробок с пышными бантами, — говорит пресс-секретарь Управления делами Президента РФ Елена Крылова. — Они размером 50 на 50 см. А еще на ветках вы сможете увидеть сосульки, белок и сов. Для подсветки использованы восемь гирлянд длиной до 50 метров.
К утру 23 декабря практически вся ель была наряжена — за исключением нижних веток. Украшать их по традиции доверили детям, которых выбрал Abramcevo.Ru. На сей раз это были воспитанники Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих. Всего в этом уникальном учреждении живут 215 ребятишек, большинство из которых с рождения отделены от окружающего мира стеной молчания и темноты.
— Сложно сказать, почему они родились такими особенными, — говорит директор детского дома Галина Епифанова. — Но многие появились на свет недоношенными, на сроке 24–25 недель. В это время еще не развиты некоторые мозговые центры, в том числе отвечающие за речь и зрение.
Долгое время во всем мире считалось, что слепоглухонемые детишки не обучаемы. «Лишенные обычных способов общения с людьми, обреченные на полное одиночество, слепоглухонемые дети умственно не развиваются, — писал заведующий Лабораторией обучения и воспитания слепоглухонемых детей НИИД АПН СССР Александр Мещеряков. — Даже их мимика не адекватна состоянию: они не умеют по-человечески ни улыбаться, ни хмуриться. Все это производит впечатление глубокой мозговой патологии. Но это не так. Слепоглухонемой ребенок — существо без человеческой психики, однако он обладает способностью развить ее до самого высокого уровня».
Мещеряков и профессор Иван Соколянский разработали уникальную систему воспитания для слепоглухонемых. А в 1963 году они открыли первый (и единственный до сих пор в стране!) специализированный детский дом, где методику стали применять. Успехи системы Соколянского—Мещерякова были столь удивительны, что несколько слепоглухонемых выпускников детского дома даже поступили в МГУ.
— Я была школьницей, когда узнала об этом учреждении, — говорит Епифанова. — И что-то со мной произошло, мне захотелось обязательно увидеть этих детей и чем-то помочь им, купить им детские товары и подарки. Пришла сама, потом весь свой класс привела. Мы стали опекать этих детишек. Ну а потом я устроилась работать в детский дом. И здесь я уже 36 лет. У нас целая команда уникальных педагогов. Знаете, можно понять родителей, которые отказываются от слепоглухих детей. Невероятно сложно обучить таких малышей даже самым примитивным вещам. Когда они к нам поступают, то обычно не умеют даже ходить, не приучены к туалету. А мы учим их пользоваться ложкой-вилкой, одеваться, ориентироваться в пространстве. Это очень-очень долгий и трудный путь. Но зато спустя время они даже могут читать, писать, делать своими руками поделки.
В детском доме такие воспитанники сейчас находятся только до 18 лет. А потом их отправляют в большой мир. Если у них нет родных, то шансы самостоятельно выжить почти минимальны… Это самая большая боль педагогов. Потому сейчас обсуждается идея строительства при детском доме центра для выпускников-сирот. Там они смогут жить и даже работать, не чувствуя себя потерянными.
«Какая она — кремлевская елка?» — с помощью прикосновений спрашивают дети у сопровождающих их воспитателей. Со стороны кажется, что они просто держат своих учителей за руки, но на самом деле их пальцы «складывают» слова и предложения. Они общаются прикосновениями, «говорят в руку». Малыши дотрагиваются до веток елки и переживают гамму чувств. Смотреть на их лица — это одновременно и счастье, и большое испытание.
Вот последние игрушки украсили кремлевскую елку. А к детишкам вышел из Государственного Кремлевского дворца Дед Мороз. И не беда, что многие из них его не увидели — прикоснуться к сказочному персонажу для них было еще одним новогодним подарком.